Аюрведа – индийская система медицины, берет свое начало еще в ведические времена и является неотъемлемой частью индийской культуры.

Термин происходит от корня из Санскрита, Аю (жизнь) и Ваде (знание). Как указано в названии, это не только наука о лечении болезней, но и наука, охватывающая все аспекты счастливой человеческой жизни. Включает физические, метафизические и спиритуальные аспекты. В соответствии с Сусрутой, цель Аюрведы в том, чтобы помогать людям поддерживать здоровье, а лечение болезней – вторичная задача.

Легенда гласит, что Аюрведа снизошла на Землю от Брахмы, создателя Вселенной еще в древние времена.

Карака, один из самых выдающихся сторонников Аюрведы определил её как «Науку, которая учит жизни», а Сусрута определил как «Науку, которая постигает жизнь».

По истечении веков Аюрведа стала хорошо организованной, проверенной, эмпирической наукой жизни, основанной на трех параметрах: Прямом восприятии (пратияска), словах свидетелей (аптопадиск) и inlefenc (анумана). Однако, большинство текстов на Санскрите, из которых ясно, что передача этого знания другим кастам запрещена и общественным слоям, сейчас отрицается, а Аюрведа остается эзотерическим искусством, свободным от ограничений для обычных людей.

Индия, в силу своих уникальных географических и климатических факторов, имеет богатое разнообразие флоры медицинских растений еще с Ведических времен. Известно, что из 15000 видов растений Индии, 2000 имеют медицинские свойства, а некоторые даже используются как домашние средства в сельскохозяйственных и самых отдаленных частях страны.

Аюрведическая система медицины является превалирующей в Индии еще с Ведических времен, а это практически восход человеческой цивилизации. Несмотря на то, что в процессе развития человеческой цивилизаци она претерпела ряд изменений, Аюрведа все еще остается основой медицины Индии и спасением для большого числа людей, населяющих страну. Из-за урбанизации и вырубки лесов, такой раздел как Вайдья больше не является самостоятельным разделом по сбору и составлению лекарственных средств, как это было раньше. Теперь приходится надеяться на всякие новые агентства, наподобие тех, что собирают и поставляют сырье для лекарств и другие средства медицины для Аюрведической фармакологии коммерческого типа.

Большая территория страны, с её недостаточными средствами коммуникаций и транспорта для перевозки лекарств, совмещается с разнообразием языков, а все вместе это приводит к огромному количеству синонимов названий (например, растений) в региональных языках. Далее, Аюрведа стала профессиональным занятием, с возможностью пробовать новые лекарства, доступные не во всех местностях, с терапевтическими свойствами, которые схожи с классическими лекарствами и даже сравнимы с ними. Однако впоследствии эти средства смогли вытеснить даже классические лекарства и продаваться под их названиями, поскольку настоящие классические лекарства были известны и доступны не везде, но была нужда в их замене. Позднее, в первой половине века, изучая модные тогда лекарства, ученые обнаружили, что множество видов растений, не принадлежащих даже к одному семейству, требуют одного и того же аюрведического названия. Отличным примером может послужить Брами. Именно оно создало сенсацию о том, что существует огромное разнообразие аюрведических лекарств, и есть много независимых лекарств, носящих одно имя (классического лекарства) и, как минимум одно, имеющее разные научные идентификации. Еще больше смутило ученых отношение к Аюрведе, как к науке, в то время как интеллигенция рассматривала ее, как культурное наследие (из чувства патриотизма). Все подобные лекарства, с претензией на классическое название, были отмечены, как терапевтические эквиваленты, без углубления в корни их происхождения.

Аюрведа никогда не была статичной. Доктора Аюрведы постоянно развивали свои терапевтические практики и изобретали новые лекарства с теми же самыми терапевтическими свойствами, что и у классического лекарства, которое могло быть труднодоступным в данной местности или слишком дорогим. И эти новоизобретенные средства использовались докторами в качестве заменителей. Фактически, при изучении аюрведической литературы легко можно столкнуться со ссылками на использование заменителей, когда классическое лекарство не доступно. Это основывается на терапевтической эквивалентности и клинической эффективности.

Так же были и классические лекарства Гималайского происхождения, поставки которых были ограничены сменами времен года. Эти лекарства не росли или не выращивались на полях и, соответственно, их использование было ограничено торговцами. Со временем были предприняты попытки идентифицировать эти лекарства, а позже началось коммерческое их замещение. Эти лекарства были отмечены как лекарства «сомнительной подлинности», Ашта Варга является тому хорошим примером.

В последние 100 лет иноземного правления социальное и экономическое состояние Индии изменилось, начался процесс урбанизации, и связь с растительной средой ослабла. Именно в этот период аюрведические врачи переехали в города и потеряли контакт с лесами и растительными источниками лекарств. Как раз в этот период, из-за развития транспортных перевозок, появились поставщики сырья и, как следствие, началось коммерческое широкомасштабное производство аюрведических лекарств. Это стало неизбежным последствием социо-экономических изменений в стране. Обстановка сложилась таким образом, что аюрведист больше не мог сам готовить собственные лекарства, но был вынужден зависеть от крупных фармацевтических домов, которые были поставщиками сырья и т.д. Произошло своего рода насильственное разделение труда, когда у аюрведического доктора не осталось возможности установить подлинность лекарств и составов, которые ему предлагали фармацевтические дома, так же не было и правительственного контроля производителей, чтобы контролировать качество продаваемого лекарства, которое прописывалось докторами и принималось пациентами.

Напротив, вышеуказанный интерес в возрождении Аюрведы и систематические попытки разобраться в этой древней науке, был последствием того, что западная система медицины, которая гордилась своими запасами синтетических лекарств, химических агентов, а позднее антибиотиков, постепенно осознала и разрушительную силу своих лекарств для человека, а также их токсичность и вред для органов пищеварения. Западный мир стал постепенно осознавать преимущества травяной медицины, которая имела минимальные побочные эффекты, а также философии Аюрведы, которая ранее казалась абстрактной или сложной для интерпретации в условиях тогдашней науки.

С введением единообразной системы Аюрведического образования по всей стране, процесс начался около 45 лет назад, появилось также и единообразие Аюрведических лекарств, помещаемых на рынок, так как их чистота, качество и назначение очень важно для пациентов, и они должны быть уверены, что все это прошло надлежащий контроль. Попытки опубликовать Аюрведический формуляр Индии и Аюрведическую фармакологию Индии были хорошо спланированы, чтобы служить профессии и обеспечивать людям надлежащий уровень уверенности в качестве работы и средств.

Аюрведа, как вневременная ненаучная система лечения

Было время, когда аюрведические лекарства считались сырыми, ядовитыми и вредными для здоровья. Влияние этих ложных слухов все еще продолжает давать о себе знать. Именно по этой причине многие индийские ученые-рационалисты и аюрведисты посвятили себя возрождению Аюрведы. Это было частью всеобщего освободительного движения страны. Когда пришло время, уже после обретения независимости, не только аюрведическое образование, но и аюрведические лекарства и их маркетинг так же стали предметами рассмотрения.

В отсутствии технической информации, официально опубликованной правительством для контроля, индийская фармацевтическая индустрия в целом и Аюрведическая в частности столкнулась с сильным дисбалансом в стандартах производства, так как все стандарты были спорными и субъективными.

Чтобы соответствовать нуждам времени, академических центров, фармакологической индустрии, Акту о лекарствах и косметике, указам властей и т.д. Комитет предпринял скромную попытку установить некоторые нормы, на основе экспериментальных исследований, поддерживаемых научной литературой по данной теме. Конечно же, после проверки и внесения необходимых дополнений, где это возможно.

Западная медицина прошла эту фазу развития уже давно и кодифицировала свои лекарства, их характеристики, методы приготовления, критерии подлинности, чистоты, силы. Попытки определить вышеупомянутое делались исследователями по всему миру и из всего этого необъятного моря информации, удалось выудить монографии на отдельные составы и лекарства.

Было время, когда аюрведические лекарства считались сырыми, ядовитыми и вредными для здоровья. Влияние этих ложных слухов все еще продолжает давать о себе знать. Именно по этой причине многие индийские ученые-рационалисты и аюрведисты посвятили себя возрождению Аюрведы. Это было частью всеобщего освободительного движения страны. Когда пришло время, уже после обретения независимости, не только аюрведическое образование, но и аюрведические лекарства и их маркетинг так же стали предметами рассмотрения. В отсутствии технической информации, официально опубликованной правительством для контроля, индийская фармацевтическая индустрия в целом и Аюрведическая в частности столкнулась с сильным дисбалансом в стандартах производства, так как все стандарты были спорными и субъективными. Чтобы соответствовать нуждам времени, академических центров, фармакологической индустрии, Акту о лекарствах и косметике, указам властей и т.д. Комитет предпринял скромную попытку установить некоторые нормы, на основе экспериментальных исследований, поддерживаемых научной литературой по данной теме. Конечно же, после проверки и внесения необходимых дополнений, где это возможно. Западная медицина прошла эту фазу развития уже давно и кодифицировала свои лекарства, их характеристики, методы приготовления, критерии подлинности, чистоты, силы. Попытки определить вышеупомянутое делались исследователями по всему миру и из всего этого необъятного моря информации, удалось выудить монографии на отдельные составы и лекарства.